Новости сайта

24.11.2012 Консультации правозащитников в Страсбурге

15 ноября начался с выступления Председателя Европейского суда по правам человека Дина Шпильманна и отчета представителя ЕСПЧ Карен Рейд по проведенной работе по разбору жалоб за последние два года

Такие цифры как "уменьшение количества дел в отношении количества ожидаемых своего рассмотрения дел против России на 32 %". Польша в этом отношении впереди всех стран-членов Совета Европы - 68%. В целом "завал" количества дел в ЕСПЧ сократился с 160 000 до 136 000. При этом количество поступающих на рассмотрение дел осталось неизменным по сравнению с 2011 годом (не является ли последнее показателем разочарования граждан работой ЕСПЧ). К 2015 году ЕСПЧ планирует избавиться от "завала" дел полностью . к этому году все поступающие жалобы будут находиться в движении.

За счет чего уменьшилось количество ожидающих своего рассмотрения дел. Конечно же работа судей в одиночку по рассмотрению вопроса приемлемости жалоб внесла свой вклад, а также принятие "пилотных" постановлений (только в 2012 году их было принято пять, одно из них в отношении России). Сегодня ЕСПЧ старается не оставлять поступающие жалобы не разобранными - каждая поступающая жалоба в течение порядка 4 месяцев направляется одному судье для рассмотрения вопроса о приемлемости, трем судьям или семи судьям для рассмотрения по существу. Сегодня в отношении России (как и еще других 4-х государств) создана специальная "фильтрационная" секция (страшно звучит только на русском), состоящая из 18 юристов. Но нужно отметить, что 32% дел в отношении России, от которых "избавился" ЕСПЧ - это в большей части дела, которые были признаны неприемлемыми, так как количество дел рассмотренных по существу спора в отношении России сократилось. Уменьшение количества ожидающих своего рассмотрения жалоб отношении России происходит благодаря строгому применению правила процедуры Суда по заполнению формуляра жалобы (Правило 47). К примеру, не указали пол заявителя или не приложили краткое изложение жалобы, если она превышает 10 страниц, получите отказ. Но не маловажную роль сыграла и гармонизация работы аппарата суда - полные электронный оборот документации; присвоение номера поступившей жалобе и отказ в ее рассмотрении, если она очевидно неприемлема, сейчас происходит в одном письме единоличного судьи. Что избавляет ЕСПЧ от повторного обращения к жалобе (письменная регистрация жалобы + письмо о неприемлемости).

Электронный документооборот и общение с ЕСПЧ скоро коснется и представителей заявителей. Сегодня с 30-тью из 47-ми представителями государств-членов Совета Европы ЕСПЧ общается исключительно через электронные средства связи - сайт и электронная почта. Такая практика будет заведена и в отношении общения с гражданами и их представителями. Сегодня уже некоторые НКО-постаянные представители граждан общаются с ЕСПЧ по электронной почте. Так, на днях, ЕСПЧ коммуницировал вторую и третью жалобу общественного объединения СУТЯЖНИК о праве на объединение и запросил представить адрес элеронной почты для более оперативного общения (см. http://sutyajnik.ru/documents/4373.html).

В целом же представители НКО почувствовали увеличение скорости работы ЕСПЧ за последний год по количеству отказных писем, количеству коммуникаций, количеству рассмотренных по существу дел.

От встречи с представителями ЕСПЧ осталось также представление, что европейские чиновники не очень-то готовы высушивать вопросы и замечания общественников. Как и 2, и 4 года назад не воспринимается просьба указывать в отказных письмах причины не приемлемости жалоб, чтобы повторно не совершать ту же ошибку. Появление в письме причины отказа вызовет обоснованное мнение о не согласии с отказом. Может быть этого не желает ЕСПЧ. Официально причина состоит в том, что включение мотивации повлечет увеличение объема работы ЕСПЧ.

Директор по общим делам ЕСПЧ, который и подписывал приглашения представителям НКО присутствовать на встрече так описал причину, по которой ЕСПЧ встречается с НКОшниками: "После того как мы начали регулярно встречаться с представителями государств, мы поняли , что для соблюдения баланса мы обязаны встречаться и с представителями НКО". Формальность встреч?! Возможно.

Запомнилось выступление адвоката Карины Москаленко по поводу вступления в силу закона об иностранных агентах со словами "Вы видите как мало здесь представителей общественных организаций России?! Вы и их видите в последний раз, так как у нас нет времени на то, чтобы защищать себя."

В целом же ЕСПЧ надеется на юристов. По статистике ЕСПЧ 14% жалоб, признанных неприемлемыми, вели юристы. Тогда как 86% неприемлемых жалоб составляли заявители самостоятельно. Этим объясняется десант программы Совета Европы "HELP" (http://help.ppa.coe.int/?lang=ru), цель которой интеграция обучения Конвенции и практике ЕСПЧ в программы преподавания юридических дисциплин (сегодня 22 ноября в Москве прошла презентация этой программы).

Консультации в ЕСПЧ завершились 16 ноября встречей НКО и представителей ЕСПЧ по обсуждению процедуры исполнения постановлений ЕСПЧ. Об этом в одном из следующих выпусков новостей.

ИА Сутяжник-Пресс 

2012-11-22

 

 


Полный список новостей»

Контакты